Дайджест изменения законодательства в сфере энергохозяйства по состоянию на 30.06.2015 г.

Приказ ФСТ России от 31.03.2015 г. № 57-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету и применению коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям уровню надежности и качества оказываемых услуг"

Утверждены Методические указания по применению коэффициентов, которые призваны обеспечить соответствие уровня тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным системам уровню надежности и качества оказываемых услуг 


Постановление Правительства РФ от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства РФ в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью"

Уточнен порядок определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и объемов покупки мощности ОАО "ФСК ЕЭС"

Внесены поправки в:

  • Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
  • Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Изменения направлены на приближение балансовых показателей поставок электроэнергии и мощности для населения к фактическим значениям. Также расчет объема покупаемой на оптовом рынке мощности ОАО "ФСК ЕЭС" приведен к фактическим значениям таких объемов, полученным с использованием приборов учета электроэнергии, что исключает возможность манипулирования данными коммерческого учета электроэнергии на оптовом рынке, искажающего цену для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории на розничных рынках электроэнергии.

Кроме того, расширен перечень информации, раскрываемой коммерческим оператором оптового рынка. Коммерческий оператор будет раскрывать информацию о ставке тарифа на услуги по передаче электроэнергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), по субъекту РФ, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электроэнергии и мощности.

Эта информация включает сведения:

  • о стоимости электроэнергии и мощности для целей определения ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, в соответствующем месяце по субъекту РФ, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности;
  • об объеме потерь электроэнергии в электрических сетях ЕНЭС в соответствующем месяце по субъекту РФ, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электроэнергии и мощности.

Указанная информация подлежит опубликованию в электронных СМИ или на официальном сайте коммерческого оператора в сети Интернет не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным.

Также расширен перечень информации, раскрываемой советом рынка, и уточнен порядок ее опубликования.


Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 г. № 307-ЭС14-4622 по делу А26-6783/2013

Основные тезисы:

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии (для расчетов между смежными сетевыми организациями) устанавливаются так, чтобы обеспечить сетевым организациям экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения.

Таким образом, в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.

По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.

Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам. Искусственное создание ситуации, влекущей убытки, к таким случаям не относится.

В то же время критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии одинаковы для всех сетевых организации, а законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие распределить между сетевыми организациями совокупную НВВ, не нарушая по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяя указанные выше меры тарифного регулирования. Так, пунктом 6 Правил № 1178 установлен принцип сохранения тарифов для полного правопреемника сетевой организации, пунктом 18 тех же Правил предусмотрена возможность утверждения тарифа в течение периода регулирования для новой сетевой организации.

При таких обстоятельствах расчет стоимости услуг одной сетевой организации (осуществившей в течение периода регулирования приобретение дополнительных объектов электросетевого хозяйства, оказание услуг при помощи которых производилось предыдущим владельцем объектов по значительно более низкому тарифу) в отношении смежной сетевой организации при помощи вновь приобретенных объектов по тарифу, который в том же периоде регулирования значительно превышал экономически обоснованную цену на эти услуги (с учетом тарифа предыдущего владельца объектов), приводит к дисбалансу в распределении совокупной НВВ, установленному тарифным решением, нарушает экономические интересы сетевых организаций, ведет к значительным убыткам и, как следствие, влечет необоснованный рост тарифов, что противоречит принципам государственного регулирования цен.

В этом случае риск предпринимательской деятельности, связанной с приобретением дополнительных объектов электросетевого хозяйства и оказанием с их помощью услуг в течение периода регулирования, лежит прежде всего на сетевой организации, которая приобрела эти объекты.


Письмо Минстроя России от 26.12.2014 N 30438-ОД/04 "О показателях надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения"

Разъяснен порядок определения показателей надежности, качества, энергетической эффективности при эксплуатации лишь некоторых объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения

По общему правилу фактические и плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего или холодного водоснабжения, водоотведения определяются для всей централизованной системы водоснабжения и водоотведения. Однако, если организация эксплуатирует только некоторые объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, указанные показатели определяются только для эксплуатируемых объектов.


Письмо ФСТ России от 25.05.2015 N ЕП-6133/12

До 1 июня 2015 года в ФСТ России необходимо представить предложения об установлении предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность)

Предложения об установлении предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электроэнергии 25 мегаватт и более (заявление и обосновывающие материалы), сформированные с учетом принятых решений о выборе метода регулирования тарифов и предложений об установлении цен (тарифов) регулируемых организаций, представляются ежегодно органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

Предложения необходимо представить на бумажном носителе, а также направить по системе ЕИАС в соответствии с форматом шаблона TEPLO.PREDEL.2016. При заполнении указанного шаблона на листе "Структура Т" необходимо заполнить фактически сложившиеся данные за предыдущие периоды регулирования на основе формы статистического наблюдения 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции". Шаблон размещен на сайте www.eias.ru. Все обосновывающие документы и комментарии по расчету, заверенные подписями руководителя органа регулирования или уполномоченного им заместителя, представляются на электронных носителях.

Техническая и методологическая поддержка пользователей осуществляется посредством интернет-портала support.eias.ru.


Постановление Правительства РФ от 28.05.2015 N 508 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам изменения зон деятельности гарантирующих поставщиков"

На уровень субъектов РФ с федерального уровня переданы полномочия по присвоению статуса гарантирующего поставщика

Кроме того, уточнены сроки изменения балансовых решений в текущем периоде регулирования на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Также постановлением внесен и ряд других изменений в акты Правительства по вопросам регулирования деятельности гарантирующих поставщиков.

Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.


Постановление Правительства РФ от 29.05.2015 N 517 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования процедур рассмотрения разногласий и рассмотрения в досудебном порядке и урегулирования споров"

Уточнены правила рассмотрения разногласий и споров, связанных с применением тарифов на коммунальные услуги

Изменения внесены в:

  • Правила рассмотрения разногласий, возникающих между региональными органами власти в области регулирования тарифов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2003 N 674);
  • Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 N 208);
  • Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 583);
  • Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669).

Установлено, в частности, что форма заявления о разногласиях, перечень и формы документов, прилагаемых к заявлению, представляемых для рассмотрения разногласий, а также требования к ним утверждаются ФСТ России.

Определено также, что в электронной форме такие заявления подаются в ФСТ России с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.


Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 г. № 303-КГ15-1752 по делу № А51-5267/2013 

Судом принято решение о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основной тезис определения:

Если приобретение товара вменено налогоплательщику законом и не зависит от его усмотрения, то операции по приобретению таких товаров должны признаваться связанными с осуществлением налогооблагаемых операций, в связи с чем НДС, предъявленный к оплате поставщиками такого товара, может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.

При таких обстоятельствах поскольку услуги по передаче электроэнергии являются операциями, облагаемыми НДС, а приобретение электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация на основании статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком электроэнергии.


Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 588 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861"

Обновлены типовые договоры в электроэнергетике, а также формы актов, используемых при технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии

В частности, утверждены новые:

  1. акт об осуществлении технологического присоединения;
  2. акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
  3. акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;
  4. заявки юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на присоединение источников электроснабжения энергопринимающих устройств;
  5. форма типового договора о технологическом присоединении к электрическим сетям;
  6. форма соглашения о перераспределении максимальной мощности.


Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности"

Определен перечень объектов и технологий, относящихся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности

Указанный перечень используется, в частности при определении возможности предоставления организации инвестиционного налогового кредита, при применении специального коэффициента к основной норме амортизации, применении налоговых льгот в отношении вновь возводимых объектов.

Утратившими силу признаются постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 "Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности" и постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 637 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристик объектов, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, и перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита".


Информационное письмо ФСТ России от 16.06.2015 N СЗ-6992/5
"По вопросу применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2016 год и последующие периоды"

Метод экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов применяется при условии соответствия организации критериям применения указанного метода регулирования тарифов

Критерии, при соответствии которым в отношении организаций применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, определены в соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

В соответствии с частью 10.1 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к государственному регулированию тарифов на питьевую воду, техническую воду, транспортировку воды, горячую воду, водоотведение, транспортировку сточных вод на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестированного капитала). ФСТ России разъяснил, что в случае несоответствия регулируемой организации критериям иных (в том числе долгосрочных) методов регулирования к ней может применяться метод индексации установленных тарифов.


Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2015 г. № 309-кг14-7891 по делу № А76-13364/2013

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу соотношения зонных тарифов на электроэнергию с предельным уровнем цен на электроэнергию.

Зонные тарифы на электроэнергию представляют собой несколько взаимосвязанных ставок, каждая из которых не является самостоятельным тарифом и не может применяться отдельно. В связи с этим в принципе не может считаться законным и обоснованным сравнение пиковых ставок зонных тарифов с предельным уровнем цен на электроэнергию


Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 г. № 310-ЭС15-912 по делу № А14-13747/2013

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу определения лица, обязанного оплатить стоимость принудительной установки коллективного прибора учета ресурсов в многоквартирном доме

1. Именно управляющая компания (а не собственники жилых помещений в многоквартирном доме) как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета (безотносительно того, включены ли расходы на установку общедомового прибора учета в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения).

2. Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.

Следовательно право на пятилетнюю рассрочку оплаты распространяется и на управляющую компанию


Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2015 г. № 308-КГ15-2046 по делу № А15-3956/2013

Верховный Суд РФ издал определение по вопросу оценки правомерности прекращения газоснабжения (за долги) организации, производящей и реализующей тепловую энергию и горячую воду для целей предоставления коммунальных услуг

1. Отношения газоснабжающей и ресурсоснабжающей (в сфере коммунальных услуг) организаций, являющихся, как правило, крупными хозяйствующими субъектами, не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. Государство предоставляет таким абонентам дополнительную защиту, поскольку с экономической точки зрения они являются слабой стороной, то есть не могут рыночными методами влиять на действия как газоснабжающей, так и ресурсоснабжающей организаций.

2. Доминирование на соответствующем товарном рынке само по себе налагает на субъекта такого доминирования, помимо гражданско-правовых обязанностей, возникающих из его договорных отношений с контрагентами, еще и обязанности публичные, выражающиеся, в частности, в запрете злоупотребления доминирующим положением. В числе прочего, данная обязанность подразумевает необходимость совершения доминирующим субъектом действий, которые бы поддерживали товарный рынок в таком положении, как если бы данный рынок находился в состоянии конкуренции.

3. В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). При этом прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Таким образом, полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг. 

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

4. Возникший между газоснабжающей и ресурсоснабжающей (в сфере коммунальных услуг) организациями конфликт, связанный с неоплатой газа, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения. Вместо этого газоснабжающая организация полностью прекратила поставку газа на котельные ресурсоснабжающей организации со ссылкой на отсутствие актуальной информации по добросовестным абонентам. Непредоставление ресурсоснабжающей организацией актуальной информации относительно добросовестности своих абонентов в адрес газоснабжающей организации (в отсутствие доказательств о том, что все абоненты ресурсоснабжающей организации перестали оплачивать коммунальные услуги) само по себе не является основанием для полного прекращения поставки газа. Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.


Информация Роспотребнадзора от 11.06.2015 "Роспотребнадзор разъясняет: о видах товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности"

Информация о классе энергетической эффективности не указывается, если соответствующее требование не установлено для данного вида товаров

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (далее - Постановление) установлены виды товаров, на которые распространяется требование об указании класса их энергетической эффективности.

При этом категории товаров в пределах установленных видов товаров установлены приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (далее - Приказ). В тексте Приказа содержатся категории товаров, применительно к видам товаров, которые в Постановлении отсутствуют.

Роспотребнадзор обращает внимание, что Приказ до приведения его в соответствие с Постановлением применяется только в части, ему не противоречащей.


Информационное письмо ФСТ России N ЕП-7170/12, Минэнерго России N ВК-7135/09 от 26.06.2015 "О применении Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"

Минэнерго России и ФСТ России даны ответы на наиболее часто возникающие у владельцев электросетевого хозяйства вопросы в связи с их отнесением к территориальным сетевым организациям

Разъяснено, в частности, каким оборудованием должна владеть организация для отнесения ее к территориальной сетевой организации (далее - ТСО), указано, что ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии в 2015 году представляют свои предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях на 2016 год в порядке и сроки, установленные приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1.

Кроме того, рассмотрены вопросы изменения тарифных решений в 2015 году, а также ряд частных случаев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.


Письмо Минэнерго России от 11.06.2015 N ВК-6542/09 "О размещении информации"

Минэнерго России разработан путеводитель по процедуре технологического присоединения заявителей мощностью до 150 кВт

Разъясняются, в частности, основные положения технологического присоединения (далее - ТП); порядок осуществления ТП заявителей, его этапы.

Кроме того, Минэнерго России приводит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с осуществлением технологического присоединения заявителей, в том числе: об определении размера стоимости технологического присоединения; о наличии льгот по технологическому присоединению, рассрочки оплаты технологического присоединения, наличии у сетевой организации права отказать в осуществлении технологического присоединения; о сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению.


Опубликован отчет о функционировании ЕЭС России в мае 2015 года

На официальном сайте ОАО «СО ЕЭС» в разделе Деятельность/ЕЭС России/Информационные обзоры опубликован Информационный обзор «Единая энергетическая система России: промежуточные итоги» (оперативные данные) за май 2015 года.

В обзор включены сведения о производстве и потреблении электрической энергии ЕЭС России, о максимальном значении потребляемой мощности, о технологических резервах мощности по производству электрической энергии.

В обзоре также содержится информация о планировании и выполнении ремонтов генерирующего и сетевого оборудования, об участии субъектов отрасли в общем первичном регулировании частоты электрического тока (ОПРЧ) и в автоматическом и оперативном вторичном регулировании частоты электрического тока и перетоков активной мощности (АВРЧМ). Приведены сведения о параметрах расчетной модели оптового рынка электроэнергии за месяц и данные о функционировании балансирующего рынка, а также другая информация о функционировании ЕЭС России в мае 2015 года.


Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"

Лицо, виновное в нарушении порядка расчета коммунальных платежей, повлекшее их увеличение, обязано уплатить потребителю штраф

Принятым Федеральным законом, в частности:

  • к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено определение порядка привлечения кредитных или иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД;
  • уточнен круг вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, и установлены формы проведения общего собрания собственников помещений (очное, заочное, очно-заочное);
  • уточнена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги (предусмотрено, что лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения или оплаты потребителем);
  • скорректированы отдельные положения, касающиеся организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД;
  • усилены меры по контролю за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению МКД;
  • внесены корректировки в федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", а также в Градостроительный кодекс РФ

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.


Приказ Минэнерго России от 06.04.2015 N 217 "О внесении изменений в Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденные Приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 г. N 186" 

Сформулированы новые требования к доступности сетевых организаций и раскрытию ими информации

Установлено, в каких случаях сетевая организация размещает пункты обслуживания потребителей услуг в муниципальных образованиях и административных центрах муниципальных образований.

В приложении к приказу указано, какая именно информация должна раскрываться сетевой организацией.

Информация может раскрываться сетевыми организациями путем:

  • опубликования в официальных печатных изданиях;
  • опубликования в электронных средствах массовой информации;
  • предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц;
  • в предусмотренных законодательством случаях - направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии;
  • опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.


Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики ВС РФ от 04.03.2015 г.

В Обзоре, в частности, констатированы следующие правоприменительные подходы к разрешению проблемных вопросов в сфере энергетики:

  1. Определение № 309-ЭС14-2034 (стр. 33-36 Обзора)
    Порядок расчётов за услуги по передаче электрической энергии, согласно которому объём услуг определяется по величине фактической мощности (при применении двухставочного тарифа), а расчёт сетевой организации с энергосбытовой организацией осуществляется в том же порядке, в котором с последним рассчитываются конечные потребители электроэнергии, является обязательным с 1 января 2013 г. Поэтому до 31 декабря 2012 г., если стороны не договорились об ином, действовал прежний порядок расчётов.
  2. Определение № 41-АПГ14-8 (стр. 53-59 Обзора)
    В расчёт тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.


Приказ от 26.02.2015 г. № 91 "Об утверждении форм предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации"

Минэнерго России ежегодно готовит государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности в стране. 

Для его подготовки используются данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная и иная информация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, представленные федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Установлены формы подачи указанной информации. Сведения представляются в Минэнерго России ежегодно до 1 августа.


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1249-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р

Утверждены изменения, которые вносятся в дорожную карту «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №1144-р.

Начало действия – 30.06.2015.

Внесены изменения в "дорожную карту" по повышению доступности энергетической инфраструктуры.

Как и ранее, в качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром избрано вхождение России в топ-20 этого рейтинга (по комплексу из 10 показателей).

Согласно изменениям в 2015 и 2018 гг. планируется снизить количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети (с 6 до 4 и с 5 до 3 соответственно). При этом продлевается срок подключения (135 и 90 дней против 45 и 40 дней). Стоимость последнего (проценты от ВВП на душу населения) - 321% и 20% (а не 938% и 25%).

Из плана мероприятий исключено ускорение процесса выделения земель под строительство объектов энергетической инфраструктуры, разработка пилотного проекта и распространение полученного опыта в регионах. Задавались сроки - март (пилотный проект) и июнь (внедрение) 2015 г.

Уточнено содержание мероприятия по определению порядка урегулирования сетевой организацией отношений с третьими лицами (смежными сетевыми организациями, владельцами энергопринимающих устройств и генерирующих объектов), в т. ч. по субабонированию, для обеспечения технической возможности технологического присоединения, а также процедуры взаимодействия с системным оператором при определении необходимости провести мероприятия на объектах третьих лиц.


Письмо Ростехнадзора от 14.05.2015 N 00-01-33/243 "О сетях газораспределения и газопотребления"

Идентификацию сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов надлежит осуществлять в соответствии с действующими нормами Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Также в соответствии с нормами указанного закона надлежит осуществлять регистрацию, перерегистрацию в реестре опасных производственных объектов и исключение из реестра.

Вопросы идентификации сетей газораспределения и газоснабжения ранее регулировались в том числе письмами Ростехнадзора от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 "О недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов", от 25.10.2013 N 00-01-35/1332 "Об идентификации сетей газораспределения и газопотребления", от 23.08.2013 N 00-01-35/955 "О разъяснительном письме по вопросу идентификации и классификации сетей газораспределения и газопотребления", которые утратили силу.

Такое указание связано с подготовкой изменений в законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов в части идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов.


Письмо ФСТ России от 26.06.2015 N ЕП-7333/12 "О расчете и установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"

ФСТ России разъяснила некоторые вопросы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

В частности, сообщается, что:

  • в связи с тем, что на уровне напряжения свыше 35 кВ или максимальной мощности более 8900 кВт ставки за единицу максимальной мощности не утверждаются, то в случае соблюдения одного из условий и при условии наличия технической возможности плата за технологическое присоединение рассчитывается по стандартизированным тарифным ставкам;
  • в случае если энергопринимающие устройства заявителя расположены на расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно, плата за такое присоединение не может превышать 550 рублей;
  • если согласно технологическим условиям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен на период больше года, то стоимость мероприятий, учитываемых в плате, рассчитанной в год подачи заявки, индексируется;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов должны утвердить ставки для всех территориальных сетевых организаций с учетом дифференциации, предусмотренной пунктом 87 Основ ценообразования;
  • при расчете размера платы за технологическое присоединение к двум независимым источникам электроснабжения учитывается величина мощности, присоединяемая к каждому независимому источнику электроснабжения;
  • если регулирующим органом выявлено, что расходы на осуществление технологического присоединения экономически не обоснованы, то регулирующий орган вправе не учитывать указанные расходы при утверждении платы за технологическое присоединение;
  • если расходы сетевой организации превышают размер средств, рассчитанных с применением стандартизированных тарифных ставок, величина превышения подлежит исключению из размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение.