Нововведения в установлении сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков: что изменилось?

Нововведения в установлении сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков: что изменилось? 27.10.2017

Нововведения в установлении сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков: что изменилось?

Подписано Постановление Правительства РФ от 21 июля 2017 г. № 863 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178".

Этим документом вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов в части совершенствования механизма установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии. Введены новые понятия: эталон затрат гарантирующего поставщика, эталонная выручка гарантирующего поставщика, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующего поставщика.

Устанавливается, что необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика и сбытовые надбавки гарантирующего поставщика будут рассчитываться в соответствии с методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС России.

Основная задача «метода эталонных затрат» – стимулировать энергосбытовые компании к повышению эффективности. Внедрение эталонного метода позволит в течение 3-х лет сэкономить потребителям более 12,65 млрд. руб. на оплату сбытовых надбавок.

Новые подходы, предлагаемые ФАС России, производят расчет надбавок энергосбытовой компании, исходя из унифицированной величины затрат на точку поставки, то есть устанавливаться они будут в формате коп. за кВт/ч., а не в виде сложных формул, при этом компания будет сокращать свои затраты относительно эталона и сможет оставлять у себя сэкономленные средства.

В целях доведения необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков до эталонной предусматривается переходный период.

Сейчас сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков рассчитываются методом экономически обоснованных затрат на основании необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика. Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика определяется как определенный регулирующим органом региона процент от цены электрической энергии и мощности.

При действующем до июля 2018 года методе экономически обоснованных затрат гарантирующий поставщик был заинтересован в максимальном увеличении собственных затрат (главное, чтобы регулирующий орган региона признавал их экономически обоснованными), и, как следствие, увеличении сбытовой надбавки. Кроме того, при росте цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика также увеличивалась.

В методе сравнения аналогов сбытовая надбавка будет рассчитываться исходя из эталонных затрат гарантирующего поставщика в зависимости от количества точек поставки потребителей и других факторов (которые будут определены ФАС). В методе сравнения аналогов, по идее, у гарантирующих поставщиков уже не будет возможности «раздувать» свои затраты, что должно способствовать снижению сбытовых надбавок.

Однако, в методе сравнения аналогов появляется новая составляющая — прибыль гарантирующего поставщика (в методе экономически обоснованных затрат прибыль была нулевая). С 2018 года гарантирующие поставщики будут получать в составе сбытовой надбавки прибыль, равную 1,5% от валовой выручки без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (то есть, от стоимости электрической энергии и мощности). По заявлению гарантирующего поставщика его расчетная предпринимательская прибыль может быть установлена на более низком уровне.

С 1 июля 2018 года сбытовая надбавка гарантирующего поставщика будет устанавливаться в руб*МВтч. и применяться только к объему электрической энергии, что должно существенно упростить понимание потребителями того, что им выставляет гарантирующий поставщик.

Сбытовая надбавка также как и сейчас будет дифференцироваться по группам потребителей, однако по группе «прочие потребители» останется только три подгруппы мощностью:

— не менее 10 МВт.;

— от 670 кВт до 10 МВт.;

— менее 670 кВт.

Подгруппа от 150 до 670 кВт. была упразднена.

По новым правилам сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не могут превышать сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 10 МВт, более чем в 3 раза.

Кроме того, упразднено требование об оплате выпадающих доходов гарантирующего поставщика при переходе потребителя на электроснабжение к энергосбытовой организации (энергосбытовой компании) в течение периода регулирования (не с нового года).

Таким образом, потребитель может беспрепятственно выйти на оптовый рынок электроэнергии самостоятельно или через энергосбытовую организацию с начала любого квартала.

Ознакомиться с другими изменениями в законодательстве РФ, касающимися сферы энергохозяйства: электроснабжения предприятий, техприсоединения к электросетям, водоснабжения, стоимости электроэнергии, теплоснабжения, вы можете в разделе «Изменения законов в энергетике».


Возврат к списку